назад
Интервью главы столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского
Интервью главы столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского

Проблемы экологии Москвы касаются каждого жителя столичного региона. Московские власти планируют к 2030 году улучшить качество воздуха и воды, сделать город более зеленым и не менее 35% отходов отправлять на переработку вместо захоронения на полигонах. Каким образом власти планируют этого добиться, как будут развивать особо охраняемые природные территории и пешеходные зоны для досуга жителей, а также приучать их к раздельному сбору мусора, в интервью РИАМО рассказал глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.

- Антон Олегович, была идея создания экологической концепции Москвы до 2030 года. Готова ли она? Чего планируется достичь? 

- Экологическая стратегия Москвы до 2030 года предполагает существенное улучшение экологической обстановки в городе. Мы планируем сделать воздух у автотрасс более чистым на 30%, увеличить площадь зеленых насаждений с нынешних 54,5% до 61%, снизить объем отходов, подлежащих захоронению, на 35%, при направлении соответствующей доли раздельно собранных и отсортированных бытовых отходов на вторичную переработку.

Мы уже обсудили стратегию с профессиональным сообществом – общественными объединениями, с членами Правительства Москвы и депутатами, осталось ее обсудить с москвичами. 20 июля в рамках краудсорсингового проекта Правительства Москвы стартует обсуждение стратегии, в ходе которого мы сможем узнать мнение москвичей об этом документе. После этого, в августе-сентябре, планируется принять Стратегию. На портале будут высказываться эксперты и жители, нам важно, чтобы они могли дополнить своими пожеланиями тот документ, который мы создали.

- Как эти цели сочетаются с тем, что Москва растет, число жителей и машин - тоже?

- Мы уже добились улучшения состояния воздуха, несмотря на рост автопарка на 300-400 тысяч машин в год. Можно отметить тенденцию – в течение последних пяти лет состояние воздуха улучшилось по отдельным показателям на 10%. Это происходит благодаря целому комплексу мер – развитию улично-дорожной сети, повышению класса качества используемого топлива, развитию общественного транспорта. Мы надеемся, что это будет устойчивой тенденцией - количество людей, которые перемещаются по городу на автомобиле, будет уменьшаться с каждым годом.

- За счет чего? Москвичам стоит ждать ограничения числа автомобилей на семью?

- Пока у нас нет таких ограничений. Есть зарубежный опыт ограничения количества машин: если у тебя нет машиноместа, то ты не можешь купить машину. Мы этот опыт изучили, но в нашем городе это преждевременно. Мы еще полностью не приняли те меры, которые запланировали, до конца не реализовали планы в сфере транспортной политики. Поэтому вводить такие жесткие ограничения – рано, они могут вызвать социальную нестабильность, ведь автомобилисты очень негативно относятся к любым ограничениям. Подобные меры нужно принимать постепенно и аккуратно, изучив общественное мнение. Но я не исключаю, что когда-то мы и до этого дойдем.

- Одним из важных параметров состояния экологии города является число деревьев. Как именно будете добиваться увеличения площади озеленения, которая заявлена в стратегии – до 60%?

- В первую очередь, это планируется сделать за счет реконструкции промзон. Первая ласточка – ЗИЛ, затем территории вокруг ТТК, Малого кольца МЖД. Они будут реорганизованы, где-то 20% всей территории будет озеленено.

- А как быть с такими проблемными с точки зрения зелени районами, как Центральный округ, новые спальные микрорайоны у МКАД?

- Что касается ЦАО, то там площадь, где можно было бы высадить зеленые насаждения, увеличить уже невозможно, в силу существующих коммуникаций и застройки. На мой взгляд, в качестве альтернативы все нетрадиционные виды озеленения в ЦАО вполне применимы – контейнерное озеленение, вертикальное, озеленение крыш. А что касается озеленения таких районов, как Куркино, Некрасовка, Косино-Ухтомский, Митино, то оно проводится в рамках программы «Миллион деревьев». Думаю, программа «Миллион деревьев» войдет в каждый двор.

После того, как мы исчерпаем ресурс по посадке деревьев во дворах по данной акции, думаю, следующая программа будет направлена на улучшение качества зеленых насаждений. Так, в ЦАО, по предварительным оценкам, нужно заменить около 40% деревьев, так как многие из них исчерпали свой ресурс в связи с возрастом или поражены болезнями.

- Какие нетрадиционные виды озеленения могут появиться в Москве?

- Например, хотелось бы, чтобы ограды были озеленены. Для этого традиционно применяют вьющиеся растения. Можно также озеленить глухие стены, которые без окон, в центре города. Еще есть экограффити – это альтернатива обычному граффити, когда наносят специальный мох на стену и делают из него всевозможные надписи и картины.

- Один из проектов озеленения в центре – деревья в гранитных кадках на Тверской. На каких еще улицах могут появиться подобные проекты?

- Мы озеленяем пешеходные зоны, некоторые участки Садового кольца, есть заявки от учреждений на контейнерное озеленение по ЦАО. Сейчас готовим проект по озеленению пешеходных улиц, готовим ландшафтное решение. Это такие улицы, как Арбат, Никольская, Покровка, Кузнецкий мост, почти все пешеходные зоны, там появится цветочно-кадочное оформление.

- Расскажите поподробнее о благоустройстве ООПТ в этом сезоне?

- В этом году мы уделили большое внимание ремонту дорожно-тропиночной сети. Делаем велодорожки и совершенствуем инфраструктуру: ставим беседки, скамейки, ремонтируем дорожки там, где, например, по жалобам жителей, тяжело пройти с коляской. Также отремонтировали детские, спортивные площадки, увеличили их количество. Увеличили и количество пикниковых точек – их сейчас более 300.

Сейчас на территориях ООПТ официально открыты 5 зон отдыха с купанием и 11 без купания. Мы хотим еще шесть зон отдыха добавить: 5 зон без купания и одну – с купанием, на озере Черном в Зеленограде. Общая площадь этих зон 47,5 га. Это не новые места, а бывшие «дикие» пляжи, где жители привыкли отдыхать стихийно. Мы хотим оборудовать эти места инфраструктурой: раздевалки, душ, шезлонги, спуск к воде, также дно почистим.

Это зоны отдыха по следующим адресам: левый берег Москвы-реки, Карамышевская набережная (природно-исторический парк «Москворецкий»), канал Хорошевского Спрямления, набережная Новикова-Прибоя, Карамышевская набережная (природно-исторический парк «Москворецкий»), Кировская пойма от МКАД вдоль улицы Исаковского (природно-исторический парк «Москворецкий»), левый берег Москва-реки, улица Живописная (природно-исторический парк «Москворецкий»), Верхний Кузьминский пруд, южная сторона (природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино») и озеро Черное, 6-й микрорайон Зеленограда (объект природного комплекса).

Надеюсь, что какие-то из этих зон успеем открыть уже этим летом, а остальные – в следующем году.

- Не предлагают ли инвесторы улучшить инфраструктуру ООПТ за счет создания новых предприятий услуг для жителей?

- Инвесторы приходят с предложениями. Раньше существовало ограничение: на территории ООПТ контракты могли заключаться максимум на пять лет. Чаще всего, если инвестор считал срок окупаемости, то получалось 9-10 лет, и ему было невыгодно заключать контракт. В этом году готовится постановление Правительства Москвы о том, чтобы в парках культуры и отдыха и на ООПТ при наличии понятной инвестиционной программы, установить максимальный срок контракта до 15 лет. Это удалось благодаря изменениям, которые внесены в Земельный кодекс на федеральном уровне. Я надеюсь на то, что количество инвестиционных проектов на ООПТ вырастет.

- А какие именно проекты предлагают инвесторы?

- У нас много заявок на развлекательную функцию, тематические парки, в том числе детские, веревочные городки. Много заявок, которые не соответствуют целям и задачам ООПТ, например, пейнтбол, квадроциклы, это приводит к порче корней, почвы. А вот спорт высоких достижений в рекреационной зоне ООПТ – такие проекты, как катки, футбольные поля, теннисные корты, ФОКи - можно приветствовать, и такие инвесторы есть.
Также есть предложения от представителей сферы общепита. Нужно, чтобы посетители парков чувствовали себя комфортно, могли где-то перекусить, выпить прохладительные напитки. Но главная наша задача – не нанести ущерб окружающей среде, не нарушить режим охраны ООПТ. Поэтому есть заповедные участки, где мы можем только наблюдать за живой природой и охранять ее. А в рекреационных зонах ООПТ у нас есть потенциал, в том числе, для инвестиционных проектов.

- Антон Олегович, как идет проект по раздельному сбору мусора?

- Эксперимент, который мы проводили с 2013 года в двух районах в ЦАО - Таганке и Замоскворечье, показал, что при помощи правильно организованного раздельного сбора отходов можно добиться того, чтобы 30% сырья и более уходило на переработку. Это та картинка, которую мы ожидаем к 2030 году во всем городе. В первую очередь, для этого нам нужна поддержка жителей, необходимо воспитать у населения привычку к раздельному сбору отходов.

- Как вы намерены это делать?

- Мы привлекаем эковолонтеров, есть различные движения, которые помогают нам в продвижении идеи раздельного сбора отходов. Брошюры делаем, обучающие стикеры распространяем. В 2014 году начали проводить акцию «Разделяй и используй», и она показала, что в обществе уже много людей, которые относятся неравнодушно к данной проблеме. В этом году мы планируем, что данная акция стартует в конце августа. Также в ближайшие месяцы планируем презентовать карту, на которой будут указаны все действующие пункты приема вторсырья и пункты раздельного сбора отходов.

- Москвичей волнует и качество воздуха в связи с работой предприятий. Скажите, сколько предприятий вошли в систему мониторинга выбросов? Что это дает?

- На данный момент системами локального экологического мониторинга – так называемыми «датчиками» - оснащены 58 промышленных предприятий Москвы: 53 предприятия теплоэнергетического комплекса (11 московских ТЭЦ, 42 районные тепловые станции), 3 мусоросжигательные заводы (МСЗ), одна табачная фабрика ЗАО «Лиггетт-Дукат» и нефтеперерабатывающее предприятие ОАО «Газпромнефть МНПЗ». Системы локального экологического мониторинга на этих предприятиях включают в себя 221 систему контроля, которые контролируют 184 источника промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В городе осталось около 20 значимых предприятий, влияющих на качество воздуха, на которых данные системы пока не созданы. Надеемся, что в ближайшие годы и остальные подключатся к системе. Я думаю, что в ближайшей перспективе эти предприятия либо сами закроются, либо будут развиваться. Потому что предприятия должны понимать, что если они работают в черте города, то необходимо модернизировать производство и быть максимально открытыми в плане предоставления экологической информации. Если же предприятие нарушит допустимый уровень выбросов – это административное правонарушение, оно платит штраф, с него могут взыскать за ущерб.

- А какова ситуация с водой в Москве? 

- Основным источником загрязнения Москвы-реки является ливневый сток - это мелкие взвешенные частицы, нефтепродукты, которые после дождей попадают в реку, особенно в центральной части города. Также с осадками загрязняющие вещества попадают в водоемы. На юге Москвы свой «вклад» в загрязнение Москвы-реки вносят Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения, через которые проходят канализационные стоки и сбросы большинства промышленных предприятий. Сейчас проводится серьезная модернизация этих очистных сооружений, поэтому сбросы вредных веществ уже уменьшились.

Что касается территории «новой Москвы», то здесь в реках нефтепродуктов практически нет, но есть органика, потому что много несанкционированных сбросов, канализационные стоки попадают в водные объекты. Наши инспекторы совместно с прокуратурой решают эти проблемы, есть определенные успехи. У Мосводоканала есть обязательство, чтобы поселки в ТиНАО постепенно подключались к канализационным сетям.

Если говорить об общей тенденции, то за последние годы качество воды в водных объектах Москвы улучшилось. Мероприятия города по благоустройству прибрежных территорий, улучшение санитарной уборки, использование современной уборочной техники принесли ощутимый результат. За последние 10 лет около половины контролируемых малых рек в пределах прежних границ Москвы улучшили свой класс качества. Например, по состоянию на 2004 год «загрязненными» характеризовались 9 притоков реки Москвы, в 2014 году – только 3. В числе улучшивших свой класс качества – Городня, Сетунь. В то же время мы уверенно можем заявить, что рек, которые ухудшили бы свой класс качества, нет.

Положительные изменения затронули и Москву-реку. Содержание нефтепродуктов в реке в пределах города ежегодно снижается примерно на 10%. Показатели 2014 года стали минимальными за последние 7 лет. Кроме того, воздух стал чище также на 10% за последние 5 лет, а это прямо влияет на качество воды.

- Вы рассказывали про перспективный проект рекультивации полигона в Некрасовке, на какой он сейчас стадии? Нет ли инвесторов на аналогичные проекты?

- Сейчас на полигоне «Некрасовка» заканчиваются реабилитационные работы, это подготовка к реализации рекреационного проекта. Планируется, что уже следующим летом там можно будет отдыхать. Есть интерес инвесторов и к полигону на территории «новой Москвы» - в Саларьево, а также «Левобережный» в Химках. Может быть, на этих полигонах будет применена та же схема рекультивации. «Левобережный» относится к Подмосковью, но он в максимальной близости от столицы. Поэтому Правительство Москвы будет инициировать процесс совместно с властями Подмосковья, чтобы инвестор начал там работы как можно быстрее.

- Важную роль в экологии города играет качество бензина. Каковы результаты проверок департаментом?

- Если говорить об итогах первого полугодия 2015 года, то из 58 АЗС, проверенных инспекторами Департамента, на 52 АЗС реализуется моторное топливо, соответствующее экологическим требованиям, а на 6 АЗС выявлена реализация моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. По результатам проведенных комплексных контрольных мероприятий вынесено 33 постановления о назначении административного наказания на сумму 4,5 миллиона рублей. Кроме того, по итогам проверок прошлого года в «черном» списке пока находятся 16 АЗС.